Вы здесь

Оказание международной правовой помощи

1. В соответствии со ст. 14 Протокола к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года (Москва, 28 марта 1997 года) Договаривающиеся Стороны обязуются пересылать друг другу документы непосредственно через органы регистрации актов гражданского состояния Договаривающихся Сторон, т.е. напрямую.

Органы ЗАГС в рамках международной правовой помощи в сфере регистрации актов гражданского состояния, вправе направлять:

– запросы об истребовании документов (свидетельств, справок, копий записей актов гражданского состояния) (Приложение № 1, 2) о регистрации актов гражданского состояния с приложением:
а) заполненных и подписанных правомочным заявителем обращений-анкет по истребованию документа;
б) обращений органов опеки и попечительства, воспитательных и других учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей;
в) обращений уполномоченных органов;
– поручения о внесении изменений, дополнений, исправлений в записи актов гражданского состояния, о восстановлении и аннулировании записей актов гражданского состояния с приложением материалов (Приложение № 3);
– ходатайства об исполнении решений компетентных органов (судов, органов юстиции, органов опеки и попечительства и др.), касающихся актов гражданского состояния, с приложением соответствующих решений, иных материалов (Приложение № 4).

Запросы, ходатайства, поручения, исходя из требований ст.7 Конвенции, должны быть, подписаны руководителем, скреплены гербовой печатью запрашивающего органа, а также содержать полную информацию, имеющую значение для их исполнения.

В запросе, ходатайстве, поручении, касающемся актов гражданского состояния, направляемом на территорию иностранного государства, указываются:
– наименование и полный почтовый адрес компетентного органа ЗАГС, которому адресовано поручение;
– наименование и местонахождение (почтовый адрес) органа ЗАГС, от которого исходит поручение;
– ссылка на ст. 5 Конвенции (при необходимости – также на другие статьи);
– наименование истребуемого документа с указанием известных реквизитов, а также данных лица, в отношении которого он должен быть составлен, либо просьба о совершении определенных действий, необходимых для исполнения ходатайства, поручения;
– основания и причины истребования сведений (документов), исполнения поручений, ходатайств;
– другая информация, необходимая для исполнения запроса, ходатайства, поручения.

Правом на обращение (в виде анкет) за истребованием повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния в соответствии со статьей 9 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» имеют:

– лицо, в отношении которого составлена запись о регистрации акта гражданского состояния;
– родственник умершего или другое заинтересованное лицо в случае, если лицо, в отношении которого была составлена запись акта гражданского состояния, умерло;
– родители (лица, их заменяющие) или представитель органа опеки и попечительства в случае, если лицо, в отношении которого была составлена запись акта о рождении, не достигло совершеннолетия;
– иное лицо в случае представления нотариально удостоверенной доверенности от лица, имеющего право на получение повторного свидетельства о регистрации акта гражданского состояния.
Повторное свидетельство о рождении не выдается родителям (одному из родителей) ребенка, в отношении которого они лишены родительских прав или ограничены в родительских правах.
Повторное свидетельство о заключении брака не выдается лицам, расторгнувшим брак, и лицам, брак которых признан недействительным. По просьбе указанных лиц им выдается документ (справка), подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка или заключения брака.
Обращение-анкета по истребованию документов о регистрации актов гражданского состояния должна заполняться гражданами в двух экземплярах на каждый документ отдельно и обязательно подписываться ими.
Заполнение анкеты желательно осуществлять с использованием компьютерной или машинописной техники, при отсутствии такой возможности – разборчивым почерком, с отсутствием орфографических ошибок.
Адрес места жительства и нахождения органа ЗАГС следует указывать полностью, включая индекс.
При наличии сведений, необходимо заполнять все графы как можно более точной информацией, в особенности наименование органа ЗАГС на территории иностранного государства, при отсутствии данных необходимо указать причину, а в графе «дополнительные сведения» привести альтернативную информацию (например, адрес места жительства родителей на момент регистрации рождения ребенка, если орган ЗАГС, в котором произведена регистрация рождения, не известен). Обязательно следует указать право заявителя на истребование документа.
На одном из экземпляров, в правом верхнем углу бланка анкеты, указывается: «подлежит возврату». Предполагается, что второй экземпляр анкеты с пометкой будет использоваться при пересылке документа для определения адресата и вместе с истребованным документом будет возвращен в орган, истребовавший документ.
По усмотрению заявителя анкета может быть дополнена ксерокопиями иных документов, наличие которых позволит облегчить и ускорить поиск необходимой актовой записи.
Сведения о регистрации актов гражданского состояния (в виде копий актовых записей, справок, извещений) с территорий иностранных государств могут истребоваться на основании обращений суда (судьи), органов прокуратуры, дознания и следствия, внутренних дел, безопасности, нотариата, адвокатуры, Уполномоченного по правам человека, Уполномоченного по правам ребенка и других органов, имеющих право на получение таких сведений в соответствии с национальным законодательством запрашиваемого государства.
Поручением органа ЗАГС осуществляется направление документов, касающихся внесения изменений, дополнений, исправлений в записи актов гражданского состояния, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния.
При необходимости внесения изменений в актовую запись, составленную на территории иностранного государства в связи с усыновлением, установлением отцовства, заключением/расторжением брака, переменой фамилии, имени, отчества и в других случаях, направлению подлежат поручение органа ЗАГС и копия актовой записи (иной документ), являющаяся основанием для внесения соответствующих изменений, дополнений, исправлений. Исключением является Украина, на территорию которой необходимо направление ходатайствао разрешении принудительного исполнения решения на территории иностранного государства.

В соответствии со ст.53 Конвенции к ходатайству прилагаются:

а) решение или его заверенная копия, а также официальный документ о том, что решение вступило в законную силу, и подлежит исполнению, или о том, что оно подлежит исполнению до вступления в законную силу, если это не следует из самого решения;
б) документ, из которого следует, что сторона, против которой было вынесено решение, не принявшая участия в процессе, была в надлежащем порядке и своевременно вызвана в суд, а в случае ее процессуальной недееспособности была надлежащим образом представлена;
в) документ, подтверждающий частичное исполнение решения на момент его пересылки;
г) документ, подтверждающий соглашение сторон по делам договорной подсудности.
Решения компетентных органов, касающиеся записей актов гражданского состояния, препровождаются ходатайством органа ЗАГС (либо поручением в случае представления ходатайства заинтересованным лицом).
При направлении решения органов опеки и попечительства об изменении фамилии, имени и (или) отчества ребенку орган ЗАГС формирует материалы, к которым прилагается ходатайство (поручение), адресованное в компетентный орган иностранного государства, удостоверенное подписью руководителя и скреплённое печатью органа ЗАГС (либо подписью заинтересованного лица).
2. Согласно ст. 6 Конвенции от 22.01.1993 Договаривающиеся Стороны оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороны.
При возникновении обстоятельств, препятствующих исполнению запроса, ходатайства, поручения, орган ЗАГС письменно уведомляет об этом запрашивающее учреждение с указанием причин неисполнения и способов их устранения.
Исполнение запросов осуществляется путем оформления и пересылки повторных свидетельств и справок о регистрации актов гражданского состояния, справок (извещений) об отсутствии записи акта гражданского состояния, копий записей актов гражданского состояния.
К направляемым документам прикладывается второй экземпляр анкеты либо ксерокопию запроса, ходатайства, поручения.

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).