Вы здесь

Права детей с ограниченными возможностями на беспрепятственный доступ к образованию

Качество реализации мер социальной защиты инвалидов является на сегодняшний день важным показателем степени цивилизованности государства в представлении мировой общественности. Международно-правовые акты, регулирующие различные аспекты защиты и поддержки инвалидов в обществе, установили достаточно высокую планку, которой должны соответствовать национальные правовые системы современных государств, провозгласивших себя социальными. В первую очередь среди таких документов следует отметить Конвенцию ООН о правах инвалидов, принятую Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 №61/106. Федеральным законом от 03.05.2012 №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Российская Федерация ратифицировала эту Конвенцию, что обозначило целый ряд новых направлений развития отечественного социального законодательства. Федеральным законом от 01.12.2014 №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» принят комплекс поправок в нормативно-правовые акты, затрагивающие вопросы обеспечения прав инвалидов в Российской Федерации. Между тем это всего лишь первые шаги на длинном пути к формированию полноценной правовой базы для эффективной системы социальной защиты инвалидов, соответствующей современным международным стандартам.

  Весьма непростая задача переориентировать сложившуюся систему социальной защиты инвалидов на прогрессивную политику устранения препятствий в различных сферах жизни. Назрела необходимость сменить приоритеты: государственная поддержка инвалидов не должна сводиться исключительно к социальным выплатам. На первое место выходит предоставление возможности инвалидам быть полноценными членами общества, вести независимый образ жизни и активно развиваться как личность.

 Согласно статье 1 Конвенции к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, затрудняющими их полное и эффективное участие в жизни общества наравне с другими при взаимодействии с различными барьерами.

  В свете этих новых ориентиров важное значение обретают гарантии прав инвалидов на образование - без дискриминации и на основе равенства возможностей. Конвенция о правах инвалидов требует от государств-участников принимать надлежащие меры к тому, чтобы инвалидов не исключали из системы общего образования по причине инвалидности, чтобы они имели равный с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания.

  Для этого необходимо содействовать освоению азбуки Брайля, альтернативных шрифтов, усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, а также навыков ориентации и мобильности, способствовать поддержке со стороны сверстников, развивать систему наставничества; содействовать освоению жестового языка и поощрению языковой самобытности глухих; привлекать учителей, владеющих жестовым языком и (или) азбукой Брайля; обеспечивать подборку наиболее подходящих для индивида языков, методов и способов общения в той обстановке, которая максимально способствует освоению знаний и социальному развитию, в частности, слепых, глухих или слепоглухих детей.

  В настоящее время данная сфера правоотношений на федеральном уровне регулируется следующими нормативными правовыми актами:

 - Конституция Российской Федерации;

 - Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

         - Федеральный закон от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;

         - Федеральный закон от 03.05.2012 №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;

         - Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

       - постановление Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 № 599  «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности»;

         - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.10.2015 №1147 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;

  - приказ Министерства культуры Российской Федерации от 14.12.2015 №3092

«Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг образовательных организаций, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации»;

       - приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.06.2017 №486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» и другие.

  Согласно статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В этом смысле федеральный законодатель исходит из идеи недискриминации в образовании и адаптации образования к потребностям индивида. Вместе с тем в основном инклюзия в России развивается в рамках адаптации образовательного процесса к потребностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Часть 5 статьи 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», закрепляя гарантии в сфере образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, предусматривает организацию инклюзивного образования.   

  Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» предусматривается, что общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в образовательных организациях по адаптированным основным общеобразовательным программам. В этих организациях должны быть созданы специальные условия для получения образования указанными обучающимися, т.е. такие условия обучения, воспитания и развития обучающихся, которые включают в себя использование специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Образование таких обучающихся может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

 Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, специально должны учреждаться региональной властью для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
         Вместе с тем необходимым условием эффективной реализации всех перечисленных требований законодательства выступает построение действенной системы санкций и мер по защите прав инвалидов на образование. Очевидно, что без надлежащего стимулирования (прежде всего угрозой наступления юридической ответственности) активные действия со стороны обязанных субъектов по устранению многочисленных препятствий полноценному образованию детей с ограниченными возможностями предприниматься не будут.

  Анализ материалов судебной практики за последние несколько лет свидетельствует о том, что наиболее активную позицию в области защиты прав инвалидов на образование занимают органы прокуратуры. Руководствуясь статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), прокуроры обращаются в суд с требованиями об устранении выявленных в ходе проверок нарушений законодательства о защите прав инвалидов на образование. Большинство исков прокуратуры связаны с требованием обеспечить доступную среду для инвалидов в образовательных учреждениях: установить пандусы перед входом в образовательные учреждения и оборудовать дверные проемы для свободного проезда инвалидов-колясочников; пополнить библиотечный фонд литературой, издаваемой на магнитофонных лентах и рельефно-точечным шрифтом Брайля. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав граждан, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение, а также образования.   

  Отдельно следует остановиться на проблемах, связанных с реализацией права детьми-инвалидами на получение общего образования в семейной форме, которая была введена статьей 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». При выборе семейной формы образования у родителей (или иных законных представителей) возникают обязательства обеспечить обучение ребенка в семейной форме образования. Образовательная организация в данном случае отвечает только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося. Вместе с тем можно выделить ряд дополнительных обязанностей образовательных организаций в рамках ведения образовательного процесса в семейной форме обучения:

-  обеспечение обучающегося учебниками и учебными пособиями;

- создание условий по социализации, интеграции обучающихся в соответствующие детские коллективы (в т.ч. путем предоставления возможности осваивать дополнительные образовательные программы в образовательных организациях, в которых они проходят соответствующую аттестацию);

- организация предоставления помощи обучающимся в составлении индивидуального учебного плана, а также помощи штатных психологов и педагогов-психологов.

  Учредитель организации (региональная или местная администрация) может определять нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной) услуги по реализации общеобразовательной программы в форме семейного образования с учетом затрат на проведение всех вышеуказанных мер. На уровне субъектов Российской Федерации также могут вводиться компенсации для оказания социальной поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме за счет регионального бюджета.

  По результатам проведения прокурорских проверок выявляются факты нарушения образовательными организациями вышеуказанных обязанностей по обеспечению прав детей-инвалидов на получение общего образования в семейной форме. При установлении в суде обстоятельств, свидетельствующих о невыполнении образовательной организацией требований по созданию надлежащих условий обучения ребенка в семейной форме, непрохождение аттестации ребенком не признается основанием для прекращения его образования в семейной форме.

  При получении детьми-инвалидами образования в семейной форме возникают также вопросы с обеспечением их необходимой для обучения техникой. Часть 2 статьи 13 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» допускает использование дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. В таких случаях закон обязывает образовательные организации создавать все условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, которая включает в том числе технологические средства, обеспечивающие освоение образовательных программ независимо от места нахождения обучающегося (ч. 3 ст. 16 Закона). Судебная практика свидетельствует о том, что образовательные учреждения заключают договоры о передаче компьютерного оборудования в пользование обучающимся по семейной форме детям-инвалидам, но с возложением обязанности поддерживать оборудование в исправном состоянии (в т.ч. осуществлять ремонт) на обучающегося и его законных представителей. Такие условия в договорах признаются недействительными, т.к. противоречат вышеуказанным нормам Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» - все расходы по содержанию техники должны возлагаться на образовательную организацию.

  В целях обеспечения социальной адаптации детей-инвалидов (инвалидов), создания специальных условий для получения детьми-инвалидами (инвалидами) профессионального образования с использованием дистанционных образовательных технологий в Сахалинской области утвержден Порядок передачи оборудования детям-инвалидам и инвалидам после окончания общеобразовательного учреждения для продолжения обучения с применением дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального образования (постановление Правительства Сахалинской области от 29.05.2013 №265 «Об утверждении Порядка передачи оборудования детям-инвалидам и инвалидам после окончания общеобразовательного учреждения для продолжения обучения с применением дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального образования»).

  В развитие положения об инклюзивном образовании часть 4 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает, что образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Однако на практике возникает множество проблем, связанных с реализацией права родителей на выбор для своих детей школ и детских садов, инклюзивных или соответственно коррекционных. В связи с этим необходимо предусмотреть в вышеуказанной части 4 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» возможность выбора обучающимися (родителями, законными представителями несовершеннолетних обучающихся) формы обучения.

  Также необходимо отметить, что доступность образования означает не только его доступность с точки зрения экономики (финансовая доступность), но и с точки зрения физической (географической) доступности (безопасная физическая досягаемость образования).

  В целях обеспечения данного принципа Министерством образования и науки Российской Федерации реализуется План мероприятий («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования. Аналогичные планы мероприятий имеются в субъектах Российской Федерации, в том числе в Сахалинской области.

 Одним из базовых положений Конвенции о правах инвалидов является доступность для инвалидов образования в течение всей жизни, в том числе в части профессионального образования и профессионального обучения (ч. 5 ст. 24). Этот аспект социальной политики в России поставлен во главу угла Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», где в числе поручений Правительству Российской Федерации предусмотрена разработка комплекса мер, направленных на обеспечение доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья как трудоустройства, так и профессионального образования.

         Во исполнение поручения Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации разработан ряд актов, в том числе:

         - распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.10.2012 №1921-р «О комплексе мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования»;

       - распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.04.2016 №802-р «Об утверждении распределения субсидий, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание в субъектах Российской Федерации базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов, в рамках подпрограммы «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы», и др.

  Кроме того Указом Президента Российской Федерации  от 01.06.2012 №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей, в том числе разработан эффективный механизм борьбы с дискриминацией в сфере образования  для детей - инвалидов и детей  с ограниченными  возможностями  здоровья  в случае нарушения их права  на инклюзивное образование.

     На региональном уровне принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих права детей с ограниченными возможностями на беспрепятственный доступ к образованию, в том числе разработан ряд программ Сахалинской области для создания универсальной безбарьерной среды для инклюзивного образования детей-инвалидов:

- Закон Сахалинской области от 29.03.2006 №20-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области в сфере образования»;

- Закон Сахалинской области от 06.12.2010 №112-ЗО «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Сахалинской области»;

- Закон Сахалинской области от 27.07.2011 №85-ЗО «О Программе социально-экономического развития Сахалинской области на 2011 - 2015 годы и на период до 2018 года;

- Закон Сахалинской области от 26.12.2014 №97-ЗО «Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Сахалинской области;

- постановление Правительства Сахалинской области от 09.06.2010 №283 «Об утверждении Порядков присуждения и вручения премий Сахалинской области в сфере дошкольного образования и дополнительного образования детей»;

- постановление Правительства Сахалинской области от 02.11.2012 №526 «Об утверждении Региональной стратегии действий в интересах детей Сахалинской области на 2012 - 2017 годы»;

- постановление Правительства Сахалинской области от 31.05.2013 №279 «Об утверждении государственной программы Сахалинской области «Социальная поддержка населения Сахалинской области на 2014 - 2020 годы»;

- постановление Правительства Сахалинской области от 31.05.2013 №280 «Об утверждении государственной программы Сахалинской области «Доступная среда в Сахалинской области на 2014 - 2020 годы»;

- постановление Правительства Сахалинской области от 28.06.2013 №331 «Об утверждении государственной программы Сахалинской области «Развитие образования в Сахалинской области на 2014 - 2020 годы»;

- постановление Правительства Сахалинской области от 18.06.2014 №270 «О внесении изменений в государственную программу Сахалинской области «Доступная среда в Сахалинской области на 2014 - 2020 годы»;

- постановление Правительства Сахалинской области от 26.09.2014 №475 «О внесении изменений в государственную программу Сахалинской области «Доступная среда в Сахалинской области на 2014 - 2020 годы»;

- постановление Правительства Сахалинской области от 05.12.2014 №600 «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Сахалинской области при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения и Регламента межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Сахалинской области в связи с реализацией полномочий в сфере социального обслуживания»;

- постановление Правительства Сахалинской области от 30.09.2015 №409 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Сахалинской области»;

- приказ министерства образования Сахалинской области от 30.05.2011№612-од «О дистанционном образовании в Сахалинской области детей-инвалидов, обучающихся на дому»;

- приказ министерства социальной защиты Сахалинской области от 20.07.2012 №91-н «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги «Предоставление инвалидам, детям-инвалидам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Сахалинской области, компенсации стоимости проезда к месту обучения и обратно один раз в год»;

- приказ министерства образования Сахалинской области от 29.09.2014 №1059-од «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, а также инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях»; 

- приказ министерства социальной защиты Сахалинской области от 05.12.2014 №117-н «Об утверждении Порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг»;

- приказ министерства социальной защиты Сахалинской области от 08.08.2016 №16-н «Об утверждении Порядка признания граждан нуждающимися в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания и предоставления мест в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме» и другие.

  Необходимо констатировать, что инклюзивное образование только начинает по-настоящему входить в нашу жизнь, сталкиваясь не только с проблемами материально-технического свойства, но и с определенным предубеждением российского общества в части возможности полноценного и результативного обеспечения образования лиц с ограниченными возможностями здоровья совместно с обучающимися, не имеющими ограничений в здоровье.

 

  Проблемы с реализацией беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к образованию сохраняются, но при этом нельзя не отметить существенный шаг вперед в этой области государственной политики, в том числе на региональном уровне. Федеральное законодательство восприняло международные стандарты защиты прав инвалидов, и постепенно на всех уровнях власти происходит перестроение правового регулирования с учетом новых ориентиров. Существенная роль в деле защиты социальных прав инвалидов отводится органам прокуратуры и суду, которые принуждают местные органы власти исполнять требования социального законодательства. В первую очередь акцентируется внимание на соблюдении прав несовершеннолетних с ограничениями здоровья или инвалидностью. Разумеется, подавляющее большинство проблем, связанных с нарушениями прав инвалидов, обусловлено отсутствием достаточного финансирования мероприятий по созданию безбарьерной среды. Это объективные факторы, связанные со сложностями экономического развития страны. Вместе с тем следует отметить ряд направлений для дальнейшего развития охранительных норм в области защиты прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на доступное образование, а также положительную динамику развития регионального законодательства в данной сфере правоотношений.

01 марта 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).