Вы здесь

Типичные нарушения обязательных требований, выявленных при осуществлении контрольно-надзорных функций

Обзор типичных нарушений  обязательных требований, выявленных при осуществлении контрольно-надзорных функций Управлением Минюста России по Сахалинской области в 2018 году.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области (далее – Управление) осуществляет свои полномочия в сфере деятельности некоммерческих организаций (далее – НКО) на основании Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26.

В соответствии с Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 456, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации Управлением осуществляются контрольно-надзорные функции за деятельностью НКО.

Контрольно-надзорные функции осуществляются в следующих формах:

- проведение проверок НКО по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;

- анализ отчетов НКО;

- участие в мероприятиях НКО.

В 2018 году Управлением проведено 33 проверки деятельности НКО, из них 31 – плановая и 2 внеплановых проверки.

Специалистами отдела по делам некоммерческих организаций в 2018 году принято участие 13 мероприятиях, проведенных некоммерческими организациями, проанализированы отчеты 723 некоммерческих организаций.

По результатам анализа исполнения Управлением контрольно-надзорных полномочий в сфере НКО установлено, что типичными нарушениями законодательства Российской Федерации, допущенными НКО и послужившими основаниями для применения мер реагирования, являются:

Нарушения, выявленные при проведении проверок НКО:

1. Непредставление в Управление информации об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в течение трех дней с момента таких изменений, а именно, сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон №82-ФЗ), статьей 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» НКО обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Одно из самых распространенных изменений в отношении НКО – смена адреса юридического лица. Поскольку сведения Единого государственного реестра юридических лиц должны быть полными и актуальными, соответственно НКО обязано в установленном порядке проинформировать Управление об изменениях.

2. При сообщении в регистрирующий орган об изменении сведений, предусмотренных указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» допускаются  нарушения пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации при оформлении протоколов решений органов управления некоммерческой организации (отсутствие указания на время проведения собрания, сведений о лицах, принявших участие в собрании, сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, сведения о соблюдении положений устава некоммерческой организации в части определения правомочности (кворума) заседания высшего или иного уполномоченного органа управления.

3. Неисполнение предусмотренной законом обязанности по соблюдению требований своих учредительных документов (уставов) (статья 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», статья 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»): несоблюдение периодичности проведения заседаний руководящих органов некоммерческой организации, периодичности избрания (переизбрания) органов некоммерческой организации.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», статьей 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» общественное объединение (некоммерческая организация) обязаны соблюдать нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами. Следовательно, указанные в учредительных документах (уставах) положения о порядке деятельности НКО, включая сроки и порядок избрания (переизбрания) органов, является обязательным требованием законодателя.

4. Неисполнение обязанности общественного объединения ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с ним (статья 29 Закона №82-ФЗ).

В соответствии со статьей 29 Закона № 82-ФЗ в обязанности общественного объединения входит ежегодная публикация отчета об использовании своего имущества или обеспечение доступности ознакомления с ним. Исключающих эту обязанность положений для общественных объединений не предусмотрено.

5. Несоблюдение условий и порядка приобретения, утраты членства в организации, неисполнение обязанности по учету членов организаций, уплате членских взносов, отсутствие установленного размера и порядка уплаты членских взносов для некоммерческих организаций, основанных на членстве – общественных объединений. 

Так, согласно статье 20 Закона № 82-ФЗ Устав общественного объединения должен содержать, в том числе, положения об условиях и порядке приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство).

Вместе с тем, в силу положений  статьи 123.6 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) участник (член) общественной организации наряду с обязанностями, предусмотренными для участников корпорации пунктом 4 статьи 65.2 ГК РФ, также несет обязанность уплачивать предусмотренные ее уставом членские и иные имущественные взносы.

6. Нарушения статьи 14 Закона №82-ФЗ в части нарушения территориальной сферы деятельности общественных объединений. 

Так, согласно статье 14 Закона №82-ФЗ под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации 

Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления. 

Соответственно, региональное общественное объединение, зарегистрированное на территории Сахалинской области, не вправе осуществлять деятельность за пределами Сахалинской области, а местное – за пределами границ муниципального образования. 

Нарушения, выявленные при проведении анализа отчетов НКО:

1. Непредставление (либо представление с нарушением срока) в Управление ежегодной отчетности, в том числе форм отчетности, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170;

2.Невыполнение благотворительной организацией обязанности представлять в орган, принявший решение о её государственной регистрации, отчета о своей деятельности в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»  (далее – Закон №135-ФЗ) в срок до 1 апреля года, следующего за отчётным, содержащего сведения о:

финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований указанного Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;

персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;

составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);

содержании и результатах деятельности благотворительной организации;

нарушениях требований указанного Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Так, в нарушение указанных положений законодательства благотворительными организациями в отчетах указываются сведения о неосуществлении финансово-хозяйственной деятельности, отсутствии благотворительных программ и программных мероприятий. 

Вместе с тем в силу положений 17статьи Закона № 135-ФЗ, благотворительной организацией деятельность должна осуществляться в соответствии благотворительной программой, которая представляет собой комплекс мероприятий, утвержденных высшим органом управления благотворительной организацией и направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям этой организации.

3. Некоммерческими организациями допускается нарушение установленного срока представления информации – до 15 апреля года, следующего за отчетным.

4. Наиболее распространенным является нарушение требований к оформлению форм отчетности, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170, в части представления неполной и (или) недостоверной информации, а именно: отсутствие адреса местонахождения руководящего органа, наименования руководящего органа (органов) указание неполного наименования организации, непредставление или неполное представление сведений о руководителе, в том числе наименование единоличного исполнительного органа или должности, не соответствующие сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц и содержащимся в уставе,  с указанием в отчетах неверных сведений в части отчетного периода, за который представляется отчетность (например, указывается за 2018 – 2019 года), отсутствие даты представления отчетности.

При предоставлении отчетов на бумажных носителях, отчеты на 2 и более листах представляются в непрошитом, непронумерованном виде, что не соответствует порядку предоставления документов, установленному вышеуказанным приказом.

5. Непредставление сообщения о продолжении деятельности,  представление форм отчетности по формам, утратившим юридическую силу.

Управлением выявлен ряд нарушений при размещении отчетности некоммерческими организациями на Информационном портале Минюста России. Так, некоммерческие организации, не являющиеся общественными объединениями, размещают как формы ОН0001, ОН0002, так и сообщение о продолжении деятельности и форму ОН0003. 

Вместе с тем формы ОН0001, ОН0002 и сообщение о продолжении деятельности являются взаимоисключающими формами отчётности. В случае получения иностранного финансирования, членства в организации иностранных граждан или лиц без гражданства, а также при поступлении денежных средств, превышающих 3 млн. рублей, под упрощенную отчетность (сообщение о продолжении деятельности) указанные организации не подпадают, и размещение сообщения о продолжении деятельности в данном случае не требуется.

Предоставление отчета по форме ОН0003 для некоммерческих организаций не предусмотрено (предусмотрено только для общественных объединений).

12 апреля 2016 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).